- Как зарегистрировать дом в собственность
- Какие документы предоставить в банк
Журнал Домклик
Что делать после завершения строительства дома в ипотеку СберБанка
В статье рассказываем, как оформить построенный дом в собственность и какие документы нужно предоставить в банк после завершения строительства.
Как зарегистрировать дом в собственность
Сейчас зарегистрировать право собственности на дом можно по упрощённой процедуре в рамках так называемой дачной амнистии. Её действие распространяется на садовые или жилые дома, построенные на участках для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённых пунктов или на участках крестьянско-фермерских хозяйств.
Чтобы поставить дом на кадастровый учёт и зарегистрировать его по дачной амнистии, нужно обратиться в МФЦ и предоставить следующие документы:
- технический план дома
- правоустанавливающие документы на земельный участок — договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, договор дарения — предоставляются в том случае, если право собственности на участок не зарегистрировано в ЕГРН
Срок получения ответа от Росреестра — 10 рабочих дней. Если всё в порядке, то по итогам рассмотрения заявитель получит выписку из ЕГРН на дом. При выявлении нарушений Росреестр письменно уведомит о причинах приостановления регистрации.
Важно, чтобы построенный дом соответствовал ряду критериев — был не выше 20 метров, имел не более трёх надземных этажей, не состоял из квартир или блок-секций.
Где заказать технический план дома
Самостоятельно составить техплан дома нельзя. Это может сделать только лицензированный кадастровый инженер, который является членом саморегулируемой организации. Стоимость его услуг зависит от площади и местонахождения объекта.
Сам план представляет собой документ, в котором содержатся все основные сведения об объекте недвижимости. Он состоит из текстовых и графических файлов и, как правило, выдаётся в бумажном и электронном варианте (на CD диске). План включает в себя:
- описание местоположения и характеристик объекта недвижимости
- схему геодезических построений
- схему расположения здания в границах земельного участка
- чертёж контура здания
- план здания
- выписку из ЕГРН о земельном участке
- информацию об адресе объекта регистрации
- заключение кадастрового инженера
- декларацию об объекте недвижимости
Заказывать технический план можно уже после того, как дом приобрёл замкнутый контур. У строения должны быть крыша, окна, дверь и внутренние перегородки. Наличие подключённых коммуникаций, внешней и внутренней отделки не требуется для составления плана.
Мы построили дом в 2023 году. После завершения строительства встал вопрос о том, как поставить дом на кадастровый учёт и оформить на него право собственности.
Во-первых, нужно было отчитаться перед банком, так как строили в ипотеку. Во-вторых, хотели успеть завершить процедуру регистрации до конца года, чтоб уже в новом, 2024 году получить вычет.
Стали искать кадастрового инженера. У нас в городе несколько компаний оказывают такие услуги. Выбрали того, который запросил меньше всего. Техплан дома площадью 189 квадратов обошёлся нам в 10 000 рублей. Приехали в офис, привезли документы на участок, договорились о дате и времени проведения замеров.
В назначенный день кадастровый инженер с геодезистом выехали на объект, сделали замеры. Вся процедура заняла примерно полчаса. Через несколько дней инженер подготовил документы и пригласил нас подписать декларацию. Ещё через пару дней план был готов. Также документ предоставляется в электронном виде (на диске). Его мы и отнесли в МФЦ. Ещё через 10 дней получили выписку из ЕГРН на наш дом.
Какие документы предоставить в банк
По кредитам на строительство жилого дома заёмщик должен подтвердить целевое использование заёмных средств. Так, до истечения 3 лет с даты выдачи кредита/его первой части, но не позднее 3 месяцев с даты оформления объекта в собственность необходимо предоставить:
- Документы, подтверждающие окончание строительства дома (выписку из ЕГРН с подтверждением регистрации права собственности на дом и залог на него в пользу банка).
- Отчет об оценке построенного дома (не требуется, если дом не будет залогом по кредиту).
- Страхование построенного дома (не требуется, если дом не будет залогом по кредиту). Полис нужно передать в банк не позднее 30 календарных дней с даты предоставления выписки из ЕГРН.
Важно! Состав документов и сроки их предоставления могут меняться в зависимости от конкретной программы кредитования. Например, если вы оформили ипотеку с господдержкой на строительство дома своими силами, то подтвердить регистрацию права собственности на построенный дом нужно не позднее 12 месяцев от даты подписания кредитного договора
Если в кредит также приобретался участок под строительство, то не позднее 3 месяцев с даты оформления собственности на него нужно предоставить зарегистрированный договор купли-продажи земли или выписку из ЕГРН с подтверждением перехода права собственности на участок (и его залог при необходимости).
Указанные документы предоставляются в банк лично или через личный кабинет заемщика на Домклик (можно загрузить в чат по обслуживанию ипотеки).
После получения документов сотрудник банка проведёт анализ на соответствие условиям кредитного договора и оценку достаточности обеспечения. В расчёт принимается оценочная стоимость дома и участка под ним. Если всё в порядке – дом оформлен в залог банку, его залоговой стоимости достаточно для покрытия суммы кредита — сотрудник поставит залог на учёт.
Если по ипотеке было оформлено дополнительное обеспечение, то сотрудник также подготовит документ о его исключении из состава обеспечения по кредиту. Например, если по ипотеке был предоставлен промежуточный залог иного объекта недвижимости.