Ипотека остается для россиян одной из самых популярных форм приобретения жилья. При этом не всегда заемщик осведомлен о тонкостях процесса оформления сделки и значении тех или иных документов. В частности, вопросы вызывает регистрация закладной на квартиру по ипотеке, которую требуют многие банки.
Разбираемся, что это за документ, как он оформляется и какие права дает кредитной организации.
Кому нужна закладная
Закладная представляет собой вид ценной бумаги, которая подтверждает, что приобретенная в ипотеку недвижимость передается в залог банку.
По общему правилу, оформлять закладную при покупке жилья в ипотеку необязательно, однако большинство банков предлагают это сделать, чтобы снизить риски и облегчить процесс взыскания долга, если клиент откажется платить.
Так, имея в своем распоряжении закладную, кредитная организация избавлена от необходимости собирать целый пакет различных документов, подтверждающих ее требования, — банку достаточно будет предъявить закладную. Некоторые кредитные организации выдают ипотеку без закладной — это, например, Сбербанк.
Как отмечают эксперты, для самого заемщика, если он добросовестно платит по кредиту, нет особой разницы, оформлена ли в сделке закладная. В ряде случаев оформление этой бумаги может обеспечить ему более выгодные условия кредитования. Внешний вид закладной разнится в зависимости от банка.
Однако в ней обязательно будет коротко изложена вся информация, касающаяся условий ипотечного договора:
- паспортные данные заемщика;
- данные кредитной организации (ее название, реквизиты, номер лицензии, адрес, по которому она располагается);
- информация о недвижимости (вид, кадастровый номер, площадь и др.);
- сведения о наличии обременений недвижимости в пользу третьих лиц;
- условия выдачи кредита.
Как оформить закладную
Оформлением закладной вместе с пакетом других документов банк занимается самостоятельно, поэтому список необходимых бумаг нужно уточнять именно там. Примерный перечень документов такой:
- паспорта всех заемщиков;
- правоустанавливающие и правоподтверждающие документы по объекту недвижимости;
- справка о доходах заемщика (-ов).
Клиенту придется только подписать документ. Пройти эту процедуру можно, даже не приходя в банк.
Если у гражданина есть электронная подпись, все можно оформить дистанционно. Для этого необходимо заранее получить электронную подпись. Сделать это можно в аккредитованных центрах, стоимость выпуска подписи зависит от центра. Действует такая подпись обычно около одного года.
После подписания кредитная организация направит закладную в Росреестр, где ей присвоят номер. За регистрацию документа клиенту придется заплатить госпошлину: ее размер зависит от того, кто его заключает — физлицо или юрлицо.
После регистрации в Росреестре банку передадут регистрационную запись о переходе права собственности на заемщика и запись об ипотеке.
Закладная всегда оформляется в единственном экземпляре, он хранится у банка. Заемщик вправе запросить копию документа — ее можно будет использовать, если кредитная организация потеряет или испортит оригинал.
Эксперты советуют сверять текст копии и оригинала, чтобы избежать проблем в будущем. Оформить бумагу можно и в электронном виде — такой документ надежно защищен и не может потеряться, а все производимые с ним действия отслеживает Росреестр.
Как банк использует закладную
Благодаря закладной банк может продать взятую в ипотеку недвижимость во внесудебном порядке, если заемщик перестанет погашать задолженность. Однако у кредитной организации есть и другие варианты распорядиться ценной бумагой до полного погашения ипотеки клиентом. Так, в ряде случаев кредитор вправе перепродать долг другой организации или лицу: обычно такое происходит, когда банку нужны деньги.
Сам факт наличия или отсутствия закладной не ограничивает банк при желании перепродать ипотечные обязательства клиента — отличается только процедура передачи долга.
Возможны следующие варианты использования банком закладной:
- частичная перепродажа — банк продает другой организации часть прав по кредитному договору, обеспеченному залогом, заемщик продолжает платить по тем же реквизитам, и кредитор самостоятельно переводит деньги на новый счет;
- переуступка прав — банк продает другой организации права на закладную, для заемщика меняется расчетный счет, на который он перечисляет выплаты по ипотеке;
- обмен — банк обменивается закладными с другой организацией, при этом реквизиты для клиента в большинстве случаев остаются теми же;
- выпуск эмиссионных бумаг — банк делит закладную на несколько частей и продает их, заемщик продолжает выплачивать долг, полученную от него сумму делят на части и перенаправляют новым получателям.
При этом новые владельцы ценной бумаги не имеют права менять условия договора. Таким образом, для заемщика даже при перепродаже его долга не изменится ничего, кроме реквизитов для платежей.
Что происходит с закладной после выплаты ипотеки
Когда клиент выплатил долг, действие закладной аннулируется. Отправить соответствующий запрос в Росреестр и МФЦ может сам банк.
В ином случае гражданину придется самостоятельно забрать справку о полном исполнении обязательств, подать заявление на выдачу закладной (обычно она возвращается в срок до одного календарного месяца), а затем отнести бумаги в Росреестр или МФЦ.
Проверить, действительно ли был аннулирован залог, можно на сайте Росреестра. Для этого достаточно указать адрес купленного жилья, его условный или кадастровый номер. Если же закладная оформлялась в электронном виде, Росреестр аннулирует ее сам.
Аналогичная функция есть и на сайте «Госуслуги» — вам нужно заказать онлайн-выписку о недвижимости. Она бесплатная.
Как снять обременение с недвижимости
Вы можете оставить первый.