Приватизация позволяет оформить муниципальную недвижимость в собственность. Человек снимает квартиру у государства, у него появляется возможность получить ее в собственность — отличный шанс, который открывает новые перспективы.
Разбираемся, что такое приватизация, как ее осуществить, сколько времени и какие документы для этого потребуются.
Приватизация — это оформление в личную собственность недвижимости, предоставленной по найму от государства.
Приватизация нужна для того, чтобы получить недвижимость в собственность и распоряжаться ей на свое усмотрение: продавать, сдавать, прописывать в ней людей, оставить в наследство, взять под её залог кредит.
Читайте также: «Ипотека наоборот: хочу взять кредит под залог своей недвижимости»
Путем приватизации совершненнолетний гражданин может приобрести жилье в собственность один раз.
Процесс приватизации регулируется законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от июля 1991 года № 1541-1.
Процедура приватизации проводится бесплатно. Дополнительные расходы могут потребовать на сбор и оформление документов, уплату пошлины.
Приватизировать квартиру может гражданин РФ, который занимает помещение на условиях социального найма.
Человеку необходимо получить согласие на приватизацию недвижимости всех имеющих право на приватизацию этого жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Чтобы узнать, приватизирована ли квартира, можно посмотреть квитанцию на оплату коммунальных услуг — там указан тип жилья. Либо заказать выписку из ЕГРН — в графе «правообладатель» будет или имя собственника, или город.
Приватизацию осуществляют органы местного самоуправления. Чтобы перевести недвижимость в собственность, надо обратиться в МФЦ или муниципалитет — в зависимости от местонахождения, региона.
Вопросы, которые нужно задать в МФЦ или муниципалитете:
Следующие шаги — сбор документов и подача заявления.
Перечень документов может отличаться в зависимости от конкректного случая и региона. Закон не дает универсального списка, поэтому лучше уточнить в МФЦ или муниципалитете заранее.
Точно понадобятся:
📌 паспорта всех, кто зарегистрирован на жилплощади, свидельства о рождении детей до 14 лет;
📌 договор социального найма, подтвеждающий право проживания в приватизируемом помещении;
📌 согласия на приватизацию всех зарегистрированных в квартире лиц — оформляются в письменном виде и заверяются у нотариуса;
📌 технический паспорт помещения и поэтажный план;
📌 выписка из лицевого счета, в которой указаны все жильцы квартиры.
С полным перечнем документов и порядком предоставления услуги можно ознакомиться на сайте Госуслуг.
В течение 46 дней после подачи заявления и предоставления документов вы получите решение:
При подаче документов в электронном виде и положительном решении о приватизаци во время подписания договора вам будет необходимо предоставить следующие документы:
📎 договор социального найма на приватизируемое жилое помещение;
📎 ордер или выписку из распоряжения органа исполнительной власти;
📎 нотариально удостоверенные документы, скан-копии которых были прикреплены к электронному запросу.
Решение о приватизации стоит принимать, ориентируясь на потребности семьи. Переход жилья в собственность дает возможность полноправно распоряжаться квартирой — продавать ее, брать под ее залог кредит, дарить, сдавать в аренду, оставлять в наследство. Собственник может принимать решения по общедомовым вопросам. В будущем можно улучшить условия жизни, выбрав квартиру побольше.
Читайте также: «Как оформить ипотеку для семей с детьми по льготной ставке»
Из бытовых плюсов — приватизация позволяет сделать в квартире перепланировку, зарегистрировать других людей, а также не платить арендную плату по договору социального найма.
Переход квартиры в собственность несет за собой и полную ответственность за содержание недвижимости. Например, налог на недвижимость, расходы на капремонт, оплата коммунальных услуг.
Кроме того, муниципальную квартиру нельзя изъять за долги, а собственность — можно.
Распространенные случаи отказа в приватизации — неподходящий статус помещения, например, дом признан аварийным, неполный комплект документов или их неактуальность, несоответствие требуемым критериям некоторых из них.
Бывает, что человек уже приватизировал недвижимость ранее или документально не подтвердил, что это его первая приватизация. Получить подтверждение о том, что ранее вы не приватизировали недвижимость, можно в Бюро технической инвентаризации (БТИ) или муниципалитете.
Также против приватизации могут выступить зарегистрированные в квартире люди.
Статус некоторой недвижимости не позволяет осуществить приватизацию:
Принять участие в приватизации более одного раза можно, если в первый раз человек участвовал в процедуре до достижения 18 лет, например, с родителями. А второй раз уже самостоятельно — в качестве совершеннолетнего гражданина.
Также возможность более одного раза приватизировать квартиру есть у людей, которые:
- утратили жилье из-за чрезвычайных происшествий, техногенных катастроф, стихийных бедствий или террористических актов;
- являются переселенцами из районов Крайнего Севера и бывших республик СССР — возвратив предыдущее социальное жилье, они могут приватизировать новое.