Нельзя просто взять и переехать в свою новую квартирку в симпатичной новостройке, даже если застройщик сделал там чистовую отделку. Сначала придется пройти такую скучную процедуру, как приëмка. Поверьте, правильно выполненная приëмка не только сэкономит вам кучу нервов и времени, но даже пополнит семейный бюджет.
Собственники имеют право на то, чтобы застройщик либо устранил все недостатки своими силами. Если в отведенный срок он этого не сделал, можно требовать уменьшить цену квартиры либо компенсацию.
И речь даже не об очевидных проблемах вроде трещины во всю стену или вздувшегося ламината. Самые коварные ляпы строительной бригады надëжно скрыты от любопытных глаз под натяжным потолком, в потайных ящиках в ванной комнате и за совершенно ровным на вид плинтусом. Но обо всëм по порядку.
Правила приёмки могут меняться, поэтому прежде чем бежать, обязательно найдите в интернете актуальные сведения. Советы друзей тоже не помогут, так как они могли принимать квартиру по старым правилам.
Итак, недостатки делятся на две категории: существенные и несущественные. И именно от этого зависят ваши действия в случае обнаружения таковых. При мелких недочётах акт подписать придется, но они будут зафиксированы и устранены застройщиком в срок до 60 дней.
В случае же крупных дефектов их степень обязан оценить эксперт, которого совместно привлекают застройщик и покупатель квартиры. Сторонний специалист может и не подойти. Эксперт должен соответствовать одному из критериев:
Изначально работу такого эксперта оплачивает собственник квартиры, однако если специалист подтвердит недостатки, данную сумму компенсирует в итоге застройщик. У нас все получилось прекрасно, но обо всем по порядку.
Итак, пасмурным весенним утром мы впервые ступили на порог своей долгожданной квартиры. Представитель застройщика выдала нам бумажки на подпись и побежала встречать других новосëлов. А мы остались ходить по комнатам и восхищаться. Чистенькая светлая отделка. Ровный пол, ровные стены. Ну пятнышко цемента возле батареи на полу, мелочь же? Ах, нет, еще вот плитка одна шатается в ванной. Получается, ремонт от застройщика, который часто обсуждается в сети, может быть вполне себе замечательным.
Наслушавшись историй о том, как люди купили квартиру с чистовой отделкой и потом у них все отвалилось, мы решили не рисковать и взяли с собой профессионального приëмщика (не путать с экспертом, который оценивает степень существенных недостатков). Найти такого специалиста несложно — любая компания по оценке недвижимости предлагает услуги приëмки квартиры.
Лучше заключить договор с теми, кто уже имеет опыт работы с вашим застройщиком и знает слабые места принимаемых именно в вашем жилом комплексе квартир. Не стоит забывать: если вы обнаружили существенные недостатки, необходимо действовать по схеме, о которой мы рассказали выше.
Пока мы с умным видом бродили по комнатам и мечтали, в какой цвет красить стены, приёмщик Михаил распаковал различные инструменты и деловито изучал каждый сантиметр квартиры. Таким специалистам нужно иметь при себе минимум пять приборов:
Заказать приемку квартиры можно на Домклик. Специалисты проверят, насколько жилье соответствует строительным нормам и договору, составят список найденных нарушений и проконсультируют по выявленным дефектам. Все приемщики включены в национальный реестр специалистов и имеют необходимые документы.
В итоге в нашей аккуратной на вид квартире приёмщик выявил больше 20 недостатков, которые должен устранить застройщик за свой счëт. Среди них были и очевидные — вроде того самого цементного пятна на полу у батареи. Но большинство из них мы бы не заметили сами.
Например, оказалось, что унитаз установлен слишком близко к сантехническому коробу, из-за чего происходит деформация его нижней панели. В будущем это могло бы закончиться потопом. Также выяснилось, что гидроизоляция ванной нарушена, а розетка под стиральную машину не закреплена. Стоит ли объяснять, как опасны могут быть такие недочёты при ремонте?
В комнатах тоже всё оказалось не очень гладко. Ровные на вид дверные блоки оказались установлены с перекосом в 10, а то и 20 миллиметров. В одном окне был повреждён уплотнитель, в другом — перекошена рама. Помимо этого, Михаил вписал в отчёт все-все трещины, сколы и царапины, которые ему удалось заметить.
Пока мы поражались тому, как ненадёжен глаз непрофессионала, опьянённого радостью от покупки собственного дома, наш приëмщик зафиксировал недостатки, которые впоследствии мы внесли в акт осмотра. Нам повезло, так как все они были несущественные, поэтому отдельно приглашать аккредитованного специалиста не пришлось.
Честно говоря, мы ожидали, что застройщик может и не откликнуться на все наши претензии и огромный список царапин. И напрасно: спустя установленные 60 дней мы снова приехали в квартиру и убедились, что почти все недочёты удалось убрать. Да, приëмщик работает не бесплатно. Но, если при приёмке квартиры вы не включите в акт осмотра все выявленные недостатки, а спустя пару месяцев обнаружите, что у вас течет унитаз и искрит выключатель, вам уже придется потратиться на ремонт самостоятельно.
И да, чувство неловкости при фиксации каждой царапины нас не покидало, пока мы наконец не успокоилась и не поняли: знать свои права, а тем более быть очень придирчивыми при приëмке квартиры — это необходимость, которая впоследствии сделает жизнь уютной и комфортной, а приятным бонусом станет спасение от множества дополнительных расходов.